Amadeus и электронный билет
(TTG Russia, июль 2008 г.)

Практически все ведущие авиакомпании мира с июня перешли на электронный билет. С упрощением оформления перевозочных документов системы, предоставляющие возможность онлайн-бронирования, набирают все большую популярность. В связи с этим глобально-распределительная система Amadeus, идя навстречу реализаторам воздушных перевозок, предлагает специализированные продукты, разработанные для создания их электронных представительств во всемирной сети Интернет

E-ticket и новая технология продаж

В 2004 году Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) объявила о программе Simplifying the Business (StB), одним из компонентов которой стал полный переход авиакомпаний на стандарты безбумажного выпуска билетов (e-ticket). А с 1 июня нынешнего года ассоциация прекратила дистрибуцию нейтральных стоков среди туристических агентств. Компания Amadeus как избранный партнер IATA по реализации программы Simplifying the Business предлагает передовые IT-решения по оформлению электронного билета, а также оказание полнофункциональной поддержки авиакомпаниям и турагентствам в процессе внедрения технологии e-ticketing.

Amadeus имплементировал уже более 1400 интерлайн-соглашений между авиаперевозчиками, что позволяет пассажирам приобретать единый электронный билет на рейсы нескольких авиакомпаний в рамках одного путешествия. Число интерлайн-соглашений постоянно растет: в месяц Amadeus внедряет порядка 100 новых договоров. Кроме того, к настоящему времени 268 авиакомпаний на 154 рынках уже пользуются технологиями электронного билета Amadeus.

Чтобы свести к минимуму трудности, которые могут возникнуть у агентов с введением электронного билета и обеспечить необходимую подготовку, специалисты "Амадеус Россия" регулярно проводят учебные курсы BSP refund/E-ticketing. Они включают последовательное изучение основных операций по оформлению e-ticket, в том числе возврат, обмен, аннуляцию и переподтверждение. В собственном офисе "Амадеус Россия" и в региональных центрах уже прошли обучение более тысячи человек.

Российское отделение компании Amadeus только за период с марта по май нынешнего года реализовало 15 проектов по online бронированию авиабилетов для российских туркомпаний. Общее число реализованных проектов с июля прошлого года превысило 50. Среди заказчиков — компании из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Екатеринбурга, Перми, Казани, Минска, Самары, Тольятти, Владивостока. Два проекта включают интеграцию с платежными системами Chronopay и CyberPlat, позволяющими проводить on-line оплату через Интернет. Только через решение Amadeus Epower с июля 2007 года по май 2008 года в России было забронировано 75 тысяч полетных сегментов. Главное условие для успешного продвижения интернет продаж — обеспечение должного уровня послепродажной квалифицированной поддержки, поскольку могут возникнуть ситуации, когда клиенту потребуется поменять билет, перенести дату вылета или вообще отменить полет. Он должен знать, к кому обратиться в подобной ситуации. Поэтому каждое интернет-бронирование прикрепляется к конкретному агентству, которое и несет за него ответственность.

Особенности работы в переходный период

Согласно сообщению IATA, все бумажные билеты BSP, оформленные через автоматическую билетопечать, после 31 мая будут отклоняться ее Центром обработки данных. Информация о выпущенном бумажном билете не попадет в отчет BSP и из GDS Amadeus. Поэтому в случае пролета пассажира по такому документу авиакомпания вправе выставить начет-ADM агенту, а также остановить пассажира на регистрационном контроле либо попросить его произвести обмен или возврат купленного билета в агентстве. Бумажные билеты, выпущенные до 1 июня, действительны до окончания периода, определенного правилами примененного тарифа.

Amadeus не запрещает повторную печать купонов электронного билета. Транзакция TTR доступна в системе. Не нужно вносить какие-либо изменения и в настройки банка документов. Запрет выпуска бумажных билетов их не затрагивает, данные изменения касаются только стоков нейтральных билетов BSP. При этом в агентстве могут оставаться и собственные стоки авиакомпаний.

Согласно инструкции IATA, каждая авиакомпания — член BSP обязана оповестить своих агентов о порядке оформления документов, не являющихся электронными. В то же время в подобном случае Amadeus придерживается следующих рекомендаций. Агентам, выполняющим бронирование, следует осуществлять выписку билетов, предварительно проверив информационную страницу авиакомпании GGAIRXX, где может быть выложена процедура корректной работы. Агенты должны выпускать раздельные билеты, когда это возможно и оправданно, и использовать BSPIink — вариант решения, чтобы получить бумажный билет в авиакомпании, а при возможности использовать бланк ручной выписки стока авиакомпании. Но в любом случае эти действия должны быть согласованы между авиакомпанией и агентом.

Поскольку решение Amadeus Virtual MCO на российском рынке пока не доступно, для оформления MCO/MPD документов необходимо использовать IATA VMPD через BSPIink. Далее следует учесть, что технология электронного оформления билетов имеет большую степень защиты, чем выпуск бумажного билета. Вот почему некоторые билеты не могут быть оформлены как электронные и в то же время должны иметь техническую возможность выписки на бумажном бланке.

Перевозка не может быть оформлена в электронном виде в следующих случаях: при отсутствии между валидирующим и оперативным перевозчиком интерлайн-соглашения по электронным билетам; при бронировании рейсов, на которых e-ticket пока не применяется; для некоторых авиакомпаний без наличия FOID элемента в бронировании; для большинства перевозчиков в случаях, если их RECLOC не вернулся в бронирование; при бронировании для некоторых авиакомпаний — с открытой датой, группы, для сотрудника компании, для INFANT, для несопровождаемого ребенка и ряд других; для некоторых перевозчиков в случаях обмена бумажного билета на электронный, переподтверждения (REVALIDATION). Возможность оформления электронного билета в каждом конкретном случае определяется техническими возможностями сервера электронных билетов воздушной компании.

В случае когда валидирующая авиакомпания не возвращает номер бронирования (RECLOC-Record), система запрещает выпуск электронного билета. Такая защита позволяет устранить риск оформления агентом e-ticket тогда, когда бронирование не подтверждено на 100%, и тем самым снизить вероятность отказа пассажиру в перевозке.

Если нельзя выпустить электронный билет, возможны определенные варианты выхода из ситуации: агент может выпустить IATA VMPD (Virtual MPD) через BSPIink, который авиакомпании используют для оформления собственного РТА, или как вариант — выпустить билет на собственном стоке авиакомпании. Эти процедуры также требуют обязательного согласования с авиакомпанией.

В скором времени на сайте www.amadeus.ru появится база данных системных ошибок, с которыми чаще всего встречаются агенты при работе с Amadeus, с описанием соответствующих решений.

К предыдущей публикации К списку публикаций К следующей публикации