По первому требованию
(Еженедельная газета туристического рынка России "Туринфо", 5-11 июня 2007)

Алексей СЫРЫХ,
глава представительства Amadeus в России:

Мы готовы предоставить технологию электронного билета нашим клиентам в России, но только после того, как хотя бы одна из отечественных авиакомпаний обратится к нам с соответствующим запросом. При этом операция займет всего несколько минут. Несмотря на то что некоторые авиаперевозчики уже объявили о внедрении электронного билета для собственных продаж, таких запросов от них пока не поступало.

Для полного внедрения электронного билета должны быть выполнены два обязательных условия. Во-первых, необходим закон об электронной коммерции. То, что сейчас в России называют электронным билетом, на самом деле им является с натяжкой, т. к. он при этом должен быть подкреплен документом на бумажном носителе. Подобрать точное определение бумажным бланкам билетов, на которых указано "электронный билет", довольно сложно. Авиакомпании вынуждены либо распечатывать бланки билетов, либо сопровождать выпуск билетов контрольно-кассовым чеком для предоставления отчетности. Но даже это уже шаг вперед, который выглядит оптимистично, хотя до настоящего e-ticket еще очень далеко.

Другое важное условие состоит в том, что во всех аэропортах страны необходимо установить специальное оборудование, которое позволит регистрировать пассажиров с электронными билетами. Российские авиакомпании сейчас проводят большую работу по автоматизации своих стоек регистрации в различных аэропортах страны. Но, учитывая масштабы страны, процесс этот займет некоторое время.

Кроме того, для эффективного внедрения технологии e-ticketing требуется обучение как специалистов авиакомпаний, аэропортов, так и агентов, участвующих в дистрибуции и регистрации электронного билета.

Нереалистично рассчитывать на то, что с 1 января 2008 года все российские авиакомпании-члены IATA полностью перейдут на электронный билет. На самом деле в этом больше плюсов, чем минусов. Внедрение любой новой технологии, какой бы замечательной она ни была, не проходит гладко и безболезненно. Отставая в темпах перехода на электронный билет, мы получаем возможность посмотреть, с какими сложностями столкнутся более продвинутые в этом вопросе страны. Со временем, когда Россия начнет активно использовать технологии e-ticketing, мы уже будем знать "узкие места" и получим набор готовых решений для выхода из проблемных ситуаций. Поэтому возможность идти в кильватере, но по уже расчищенному пути, нам нужно воспринимать как благо.

Я не думаю, что электронный билет быстро вытеснит из обращения бумажный аналог. Скорее всего главные аэропорты, особенно на международных рейсах, смогут быстро свести их долю до 50%. Вместе с тем с учетом внутренних перелетов, по причине слабой инфраструктуры и прочих препятствий средний показатель будет сильно отставать. Об успехе электронного билета можно говорить, если за первые полгода-год удастся довести его долю до 10% от совокупного объема. Дальнейшие темпы внедрения e-ticketing зависят от множества факторов, спрогнозировать которые довольно сложно. Тем не менее я уверен, что со временем электронный билет станет основным документом, принимаемым в пассажирских авиаперевозках.

К предыдущей публикации К списку публикаций К следующей публикации