E-ticket. Безбумажные технологии Amadeus
(журнал "ТУРистический БИЗНЕС. Технологии", №11, 2006 г.)

Менеджер по работе с авиакомпаниями компании "Амадеус" Грач МУРАДЯН рассказывает об истории появления электронных билетов и деятельности его организации в области безбумажных технологий.

Появление электронных билетов связано со стремлением упростить процесс реализации бумажных проездных документов - избавиться от расходов на бланки билетов, исключить из технологического процесса затраты времени на общение с клиентом в офисе или авиакассе и выписку билета, снять проблемы с доставкой, контролем за стоком. Тем более, что возможности перехода к "безбумажным" технологиям заложены уже в самом процессе выпуска бумажного билета, так как на соответствующих центральных серверах систем бронирования создаются электронные записи по каждому выпущенному билету, что позволяет, в частности, выпускать отчеты о продажах.

Поэтому и возникла мысль, а нельзя ли ограничиться созданием записи о билете только в цифровой форме и признать это в качестве "перевозочной документации". Так появилась идея электронного билета, закрепленная в рекомендациях IATA (резолюция – 722g).

Первыми электронные билеты (e-ticket) стали внедрять в 1990-х гг. авиакомпании. Сегодня, по данным IATA, до 90% пассажирских перевозок в США обеспечиваются электронными билетами. В Европе эта технология применяется на 140 воздушных маршрутах.

Сегодня под термином e-ticket понимается электронный образ билета, хранящийся в базе данных транспортной компании. Здесь фиксируются все операции, связанные с ним, например регистрация пассажира, изменение его статуса.

Преимущества электронного билета

Использование электронного билета открывает для авиакомпаний широкий простор по развитию прямых продаж. В идеально организованной технологической цепочке: call center / интернет бронирование – оплата по кредитке – электронный билет – киоск автоматизированной регистрации в аэропорту, авиакомпания лишь один раз встречается со своим пассажиром - в процессе перевозки (которая и является первичной задачей перевозчика). А будущий пассажир может приобрести e-ticket, не тратя время на путешествие в кассу. При необходимости можно самостоятельно сделать распечатку "для памяти". Для регистрации она не нужна, а при утере ее не трудно восстановить.

Сроки перехода

Постановление IATA предусматривает завершить переход на электронные билеты в декабре 2007 г. После этого бумажный бланк будет выведен из использования в IATA BSP/ARC и авиакомпании, которые не перейдут на новые технологии, потеряют доступ к рынкам соответствующих нейтральных агентов. Не меньшую проблему уже сегодня представляет и необходимость "электронных интерлайнов" между различными авиакомпаниями.

Препятствия на российском рынке

На российском рынке широкому внедрению электронных билетов препятствуют отсутствие соответствующих инфраструктур и недостаток современных систем автоматизированной регистрации. Кроме того, не решена задача признания у нас электронного билет легитимным, как юридически, так и с точки зрения финансов и отчетности.

ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЛЕТ В СИСТЕМЕ "АМАДЕУС"

Компания "Амадеус" с самого начала успешно работает в области технологий выпуска электронного билета. Сегодня ее продукты в этой сфере можно разделить на три группы.

Прежде всего, это сервер базы данных электронных билетов, позволяющий хранить и обрабатывать записи, что в некотором роде напоминает работу сервера базы данных пассажиров / хранения и обработки PNR. Заключая соответствующее соглашение, авиакомпания размещает свою базу данных электронных билетов (Electronic Tickets – ET) на серверах вычислительного центра "Амадеус". Подобную услугу "Амадеус" сегодня предоставляет целому ряду ведущих авиакомпаний мира (включая British Airways, Qantas, Fainnair, All Nippon Airways, LanChile…). Сервер ЕТ "Амадеус" позволяет авиакомпаниям не только осуществлять продажи в собственных офисах и в интернете, но и создавать записи ЕТ по мере осуществления продаж турагентами - из различных дистрибутивных систем. При этом соответствующие серверы ЕТ "Амадеус" взаимодействуют со всеми другими технологическими системами, включая ЕТ-серверы других авиакомпаний, системы автоматизированной регистрации (Departure Control Systems – DCS), разнообразные финансовые системы и т.д. Таким образом, ЕТ сервер дополняет и объединяет базовые системы компании "Амадеус" как IT-провайдера: Altea Plan (инвенторная система), Altea Sell (система продаж), Altea Fly – DCS, E-retail / Planitgo (web-бронирование). Сервер "Амадеус" в этом случае отвечает за постоянное обновление информации в каждой записи ЕТ. Так, в момент создания билета полетный сегмент может иметь статус O (Open for use), после регистрации – С (Checked in), а по завершении перевозки – F (Flown). Сервер "Амадеус" также отвечает за обмен между валидирующим и оперирующим перевозчиками, передачу контроля за полетным купоном в систему DCS и возможность внесения изменений в билет. Очевидно, что ЕТ-сервер несет ответственность и за обмен купонами по интерлайнам. Все продажи и последующие операции с ЕТ фиксируются на сервере, что позволяет не только отслеживать историю билета, но и выпускать разнообразные отчеты.

Второй компонент ЕТ, предоставляемого "Амадеус" – это, собственно, бронирование электронного билета в дистрибутивной системе. Вся совокупность информации, необходимая для создания ЕТ (включая информацию о пассажире, полетные сегменты, расчет тарифа), отсылается в виде запроса на ЕТ-сервер валидирующего перевозчика, который, в свою очередь, информирует всех участников перевозки. При успешном создании ЕТ в PNR системы бронирования авиакомпании появляется поле SSR TKNE с номером соответствующего билета. Агент может далее вызвать образ билета на экран, проверить текущий статус каждого из полетных сегментов и проводить те же операции, что и для бумажного билета (вплоть до обмена ЕТ на бумажный билет). Еще в момент запроса о наличии мест, агенту предоставляется информация о том, на каких именно рейсах возможны ЕТ. Для этого на экране ответа системы "Амадеус" предусмотрен специальный индикатор "Е".

Возможность дистрибуции ЕТ реализована в "Амадеус" практически на всех рынках, где существуют IATA BSP/ARC (наличие "нейтрального стока" является необходимым условием). Среди стран СНГ на данный момент дистрибутивное решение "Амадеус" по ЕТ реализовано на Украине и в Молдавии для целого ряда авиаперевозчиков, в том числе, например, для авиакомпании Международные Авиалинии Украины (МАУ).

Наконец, третий компонент в триаде решений "Амадеус" - это ET-Gateway (ETG). В этом случае специальный сервер "Амадеус" выступает в качестве посредника и консолидатора между ЕТ-серверами различных авиакомпаний. Оптимизируется не только вся топология связей (например, по тем же интерлайнам) между ЕТ-серверами, но и решается задача совместимости различных вариаций по технологическим решениям в области ЕТ.

К предыдущей публикации К списку публикаций К следующей публикации