Новый путь Amadeus
(журнал "ТУРистический БИЗНЕС", №18, 2005 г.)

24 ноября в штаб-квартире компании Amadeus в Мадриде состоялось знаменательное событие. В присутствии 23 журналистов из разных стран Европы руководство ведущей в мире глобальной системы бронирования объявило о коренном изменении стратегии развития компании.

Отныне Amadeus будет строить свой бизнес по трем направлениям — GDS и IT-решения для турфирм; системы управления бизнесом для авиакомпаний и других поставщиков туруслуг; e-Travel — системы онлайн-бронирования для корпоративных и прямых клиентов. К такой диверсификации Amadeus, по словам вице-президента Джулии Саттел, подтолкнули радикальные изменения, произошедшие на туристическом и авиационном рынках за последние годы. Это появление новых каналов дистрибуции туруслуг (в том числе интернета), наступление low-cost-перевозчиков, рост неудовлетворенности покупателей туруслуг работой авиакомпаний и турагентств, больше напоминающих конвейерные производства, многие другие факторы.

Коренной поворот бизнес-стратегии готовился внутри Amadeus давно. На маркетинговые исследования и технические разработки в новых областях в течение последних двух лет компания израсходовала свыше 300 млн евро. В 2006-2007 гг. объем научных и внедренческих инвестиций составит еще 700 млн евро.

Уже сейчас Amadeus предлагает программные продукты для всех категорий пользователей: турагентств, авиакомпаний, гостиниц, страховщиков, корпоративных и прямых клиентов. Для турфирм — это платформы бронирования Vista (используется в 100 тыс. точек продаж во всем мире) и Pro Web; система для создания интернет-движков бронирования Click&Fly; система управления работой турфирмы (mid&back-office). Для авиакомпаний — платформа Altea, позволяющая хранить свои ресурсы в базе Amadeus, вести реализацию билетов и полностью управлять авиаперевозками. На сегодня в полном объеме Altea внедрена в таких авиакомпаниях, как British Airways, Qantas, Finnair, Lufthansa и United Airlines. Co следующего года свою инвенторную базу и управление бизнес-процессами на Altea переводит авиакомпания "Пулково".

Для корпоративных заказчиков в Amadeus разработаны решения для онлайн-бронирования туруслуг e-Travel Management и SAP Travel Management. Для прямых клиентов — онлайн-системы бронирования в интернете, построенные на ресурсной базе Amadeus. Один из наиболее известных порталов — opodo.com.

По мнению директора Amadeus по странам Центральной и Восточной Европы Сари Вахакоски, у российского туристического рынка огромный потенциал: "в России стабильно повышается ВВП на душу населения, продолжается либерализация экономики, растет распространение интернета, развиваются различные платежные системы. Если несколько лет назад на долю России приходилось только 7% общих объемов бронирования в регионе, то сейчас уже почти 16%. В 2005 г. российские агентства продали через Amadeus на 40% сегментов, больше, чем год назад".

Как отмечает г-жа Вахакоски, "в ЕС с населением 300 млн человек ежегодно выполняется 290 млн бронирований, а в странах Центральной и Восточной Европы с населением в 500 млн человек — только 35 млн. То есть имеются резервы для более чем десятикратного роста".

Позитивный прогноз касается как традиционных каналов дистрибуции через GDS, так и интернет-продаж. Если в 2004 г. на долю онлайна в России приходился всего 1% бронирований, то в 2005 г. уже 3%. В ближайшие несколько лет этот показатель может достигнуть среднеевропейского уровня 20-25%.

Иван Калашников

К предыдущей публикации К списку публикаций К следующей публикации