Онлайн-продажи: от Web 1.0 к Web 3.0
ATO.ru - деловой авиационный портал, 09 января 2013

В бурно развивающемся мире информационных технологий за считанные годы происходят радикальные изменения. Мы прошли эпохи Web 1.0 и Web 2.0, а сейчас находимся на этапе перехода к Web 3.0. Об основных этапах развития электронной коммерции и об эволюции онлайн-агентств Северной Европы на 8-й Международной конференции "Маркетинг авиатранспортных услуг", организованной компанией АТО Events, рассказал Себастьян Эгедиус, глава департамента по развитию бизнеса онлайн-агентств компании Amadeus Scandinavia.

Зарождение онлайн-продаж можно отнести к 1994 г., когда компания Netscape запустила браузер с поддержкой SSL-шифрования и тем самым дала возможность осуществлять транзакции в онлайн-режиме — по крайней мере, теоретически. Началась эра Web 1.0, которая ознаменовалась появлением брендов Amazon.com и eBay и продлилась почти девять лет. Отличительными чертами этой эры были статичный контент сайтов, скептицизм и недоверие со стороны пользователей, низкая скорость интернет-соединений, большой объем текста и графики на сайтах, ограниченный выбор предложений, сложная и громоздкая логистика.

Несмотря на все эти факторы и большие риски для новых интернет-проектов, покупателей онлайн-продажа вдохновляла и доказывала, что это реально.

По мере развития технологий и Интернета многое менялось. В 2003 г. Amazon.com наконец получил свою первую прибыль, спустя почти восемь лет после начала работы. Наступила эра динамичного Web 2.0. Электронной коммерции стали доверять, и это создало предпосылки для ее дальнейшего развития. Должно было пройти время, чтобы пользователи перешли от процесса пассивных просмотров к активным покупкам в онлайне.

И отсюда можно сделать важный вывод: на первом этапе построения онлайна необходимо строить бренд компании. После чего готовиться к росту объемов продаж, максимально автоматизируя все бизнес-процессы. Слабая логистика может погубить самые блестящие бизнес-идеи.

На протяжении всей эры Web 2.0 как ритейлеры, так и потребители осознают, что дешевле продавать и покупать онлайн. Динамичная интегрированная виртуальная среда делает процесс выбора и сравнения предложений реальным и прозрачным. И это стало стимулом для появления первых метапоисковиков.

Очевидно, что ценовые войны снижают прибыльность продаж. Многие уходят с рынка. В результате мы наблюдаем:

  • Консолидацию компаний, т. к. только крупные агентства могут выжить в жесткой ценовой конкуренции.
  • Необходимость повышения эффективности — профессиональная компетентность во всех сферах бизнеса позволит выстроить подходящую бизнес-модель.
  • Тенденцию к расширению ассортимента предложений, добавление более доходных услуг по сравнению с продажей авиабилетов.
  • Усилия компаний по укреплению своего бренда и стремление выделиться и избежать риска стать "дойной коровой" для метапоисковиков и других поисковых решений.
  • Быстрое реагирование успешных компаний на изменения рыночной ситуации, в противном случае им не удастся быть эффективными и дифференцироваться на рынке.

Мы вплотную подошли к эре Web 3.0 и можем так охарактеризовать ее главные свойства:

  • Семантический поиск, означающий для пользователей возможность задать обычный вопрос и получить понятный ответ. Вместо того чтобы формулировать очень точные, специфичные условия поиска и получать слишком конкретные или зачастую неприемлемые ответы.
  • Голосовой ввод — пользователям даже не требуется набирать текст запроса на клавиатуре, достаточно озвучить вопросы, чтобы услышать ответы.
  • Персонализация ответов и повышение их точности. Web-технологии активно развиваются в сторону персонализации, поэтому ответы могут строиться на базе индивидуального профайла пользователя, а также учитывать обширную базу данных, обрабатываемую в реальном режиме времени.
  • Некоторые перспективы могут быть связаны с возможностями искусственного интеллекта, способного создавать информацию и интерактивно взаимодействовать с человеком в полностью интегрированной "расширенной" реальности.

Конечно, предстоит большая работа, прежде чем это воплотится в жизнь. Но как подготовиться к эпохе Web 3.0, каков следующий шаг эволюции?

Онлайновый сервис должен выступать в роли опытного эксперта и очень способного проводника, помогающего людям справляться с вызовами и проявлениями Web 3.0: система должна предложить пользователю несколько хороших вариантов, вместо того чтобы заставлять его перебирать сотни предложений. Сегодня это не научная фантастика, а то, чего хочет потребитель. И следующие шаги — пойти еще дальше и основываться на том, что именно ищет индивидуальный пользователь.

Для успешного развития онлайн-продаж необходимо выработать четкую стратегию, укреплять бренд, использовать эффективные технологии для обеспечения ключевых направлений своего бизнеса. Требуется быть рядом с клиентами, чтобы лучше изучить интересующий их вопрос и привлечь на свой сайт. Важно удостовериться, что предложения компании базируются на тех же понятиях и знаниях, которыми оперируют ее клиенты. Также нужно убедиться в том, что ресурсы определены, все компоненты собраны эффективно и в конечном итоге представлен продукт именно в том формате, который хотели бы видеть клиенты. Если правильно подготовиться, Web 3.0 становится не угрозой, а приключением, полным новых возможностей.

Несколько рекомендаций от Себастьяна о том, как успешно развивать продажи в непредсказуемой онлайн-среде:

  • Строить хороший, качественный веб-сайт. Постоянно укреплять свой бренд, не полагаться только на метапоисковики и Google в раскрутке сайта.
  • Использовать передовые технологии, чтобы сокращать издержки.
  • Учитывать, что масштаб имеет значение: либо наращивать объем, либо ограничиться определенной нишей на рынке.
  • Продавать больше, чем просто авиабилеты, — повышать ценность сделок.
  • Предлагать как можно больше услуг, подключать больше различных поставщиков и систем GDS.
  • Действовать быстро.
  • Хорошо знать свои внутренние ресурсы, привлекать сильный менеджмент и квалифицированных специалистов.

    Источник: http://www.ato.ru/content/onlayn-prodazhi-ot-web-10-k-web-30
К предыдущей публикации К списку публикаций К следующей публикации