Три ипостаси Amadeus
(журнал "Авиатранспортное Обозрение", №59, май 2005 г.)

Глобальные дистрибутивные системы (ГДС) являются важным составным элементом информационных технологий в области авиационных перевозок, во многом определяя эффективность коммерческих процессов в авиакомпаниях. На вопросы нашего корреспондента ответили Менеджер Amadeus по работе с авиакомпаниями России и СНГ Грач МУРАДЯН и Руководитель представительства компании Amadeus в России Алексей СЫРЫХ.

Какова роль компании Amadeus в международной системе продаж авиаперевозок?

Наряду с другими ГДС система Amadeus является связующим звеном между поставщиками туристического продукта (авиакомпании, гостиничные цепочки, компании по прокату автомобилей...) и потребителями этих ресурсов (турагентства, корпорации, конечные пользователи Интернета...). Основанный четырьмя ведущими европейскими авиакомпаниями (AF, SK, LH и IВ) в 1987 г., Amadeus сегодня представляет собой глобальную систему с 70 представительствами по всему миру и центрами в Мадриде, Ницце, Майами, Бангкоке, Буэнос-Айресе, Лондоне и Сиднее. Около 5000 сотрудников компании обеспечивают работу системы более чем в 60000 туристических агентств и 10000 офисов собственной продажи авиакомпаний. Только за 2004 г. наш вычислительный центр в Эрдинге (Германия) обработал 454 млн бронирований - с 2002 г. это самый высокий показатель в индустрии. Доля компании в общем объеме бронирований ГДС составила 28,8%.

В чем специфика Amadeus в сравнении с другими ГДС?

Решения, предоставляемые Amadeus, отвечают как нуждам агентов, так и задачам собственных продаж авиакомпаний (Altea Sell, ранее известная как System User Agreement). Более 140 авиакомпаний мира, включая AF, LH, ВА, IB, AY и т.д., используют систему для продаж в собственных офисах. Среди авиакомпаний наших рынков это такие ведущие в своих странах перевозчики, как Aerosvit и Air Astana. Использование ГДС для собственных продаж позволяет авиакомпаниям максимизировать эффективность интерлайновых и трансферных продаж (за счет интерактивных линков Amadeus с хостами авиакомпаний, что не характерно для связи хостов между собой). При этом, учитывая высокую долю Amadeus среди ГДС в целом, туристические агенты и авиакомпании ведут свои продажи в единой информационной среде, что минимизирует уровень технологических проблем при создании бронирований. Кроме того, это позволяет авиакомпаниям в процессе собственной продажи предоставлять дополнительный комплекс услуг (помимо самой перевозки): бронирование гостиниц, автомобилей, паромов, железных дорог, страховок - т.е. все то же, что доступно турагентам в ГДС.

Если говорить о рыночных аспектах, то Amadeus, скажем, меньше, чем другие ГДС, представлен в США и, как следствие, меньше уязвим с точки зрения колебаний спроса на внутриамериканские перевозки. С другой стороны, владение 45,5% рынка ГДС в Южной Америке и более чем 28,1% в Юго-Восточной Азии четко характеризует диверсификацию географических интересов и обеспечивает стабильность работы компании.

Каково современное состояние и тенденции развития системы Amadeus?

Amadeus внимательно отслеживает все изменения, происходящие в мире, стараясь максимально адаптироваться к новым условиям быстроменяющегося рынка. Результатом стала значительная диверсификация бизнеса компании. Наряду с традиционной дистрибутивной деятельностью ГДС, Amadeus уже несколько лет активно развивает два других направления - информационные технологии (включая электронные билеты) и коммерцию в Интернете. В рамках информационных технологий разработана и внедрена в эксплуатацию инвентарная система нового поколения Altea Plan. Заканчивается разработка новой системы автоматизированной регистрации Altea Fly. При этом мы продолжаем поддерживать и предоставлять целому ряду авиакомпаний и хэндлинговых агентов "классическую" систему регистрации, которая обеспечивает и сквозную регистрацию, и работу с электронными билетами.

После поглощения американской компании AAI (обслуживающей более 55% внутриамериканского рынка в области своего продукта, включая АА, СО, DL...) Amadeus предоставляет теперь и такие решения, как повышение коэффициента загрузки (удаление "неэффективных" бронирований) для различных инвенторных систем.

Решения в области электронных билетов позволяют хранить и управлять базами данных авиабилетов, проводить интерлайновые электронные продажи, обеспечивать взаимодействие с системами регистрации и связь между собственными серверами электронных билетов авиакомпаний - как в рамках собственных продаж, так и для нейтральных турагентских продаж на рынках западных BSP.

В области коммерции для Интернета Amadeus обеспечивает работу сайтов турагентств в 90 странах мира, более 200 сайтов корпораций (включая Oracle, Airbus, DaimlerChrysler, SAP...) и свыше 60 сайтов авиакомпаний (JL, RG, LH, IB...). Компания не только поддерживает работу, но и владеет 55% крупнейшего европейского портала Opodo.

А в чем, собственно, новизна инвенторного решения Altea Plan, внедряемого Amadeus в последнее время?

Подавляющее большинство коллективных и индивидуальных инвентарных систем, используемых сегодня, являются производными от разработок либо IBM (PARS на базе операционной системы TPF), либо Unisys (LISAS) и уходят своими корнями к решениям 30-летней давности. Они были сориентированы лишь на учет свободных мест в базах авиакомпаний и уже слабо отвечают требованиям современного динамичного рынка, плохо модифицируемы и весьма затратны для поддержки. Между тем принципиально новые предложения на этом рынке долгое время практически отсутствовали. Неудивительно, что еще в 2000 г. Amadeus принял решение о разработке собственными силами инвенторного решения третьего поколения - Altea Plan (если считать разработки Sabre и UNIVAC образца 1962 г. первыми). В этом нас во многом направляли наши авиакомпании-партнеры - будущие пользователи системы.

Основная специфика этой системы не только в использовании открытых платформ (типа Unix), масштабируемых гибких программно-аппаратных решений (C++, Java на базе серверов HP) и графического интерфейса. Главными достоинствами являются высокая степень автоматизации работы управленцев ресурсами авиакомпании, сокращение времени от момента принятия до реализации коммерческих решений на рынках продаж, возможность высокой избирательности каналов продаж авиакомпании и ориентация системы на максимизацию прибыли авиакомпаний. Например, такие традиционно рутинные операции, как добавление нового класса бронирования, производятся не рейс за рейсом, а одновременно - для определяемого оператором множества и с возможностью немедленной публикации в системах продаж.

Для задач работы с разнообразными системами управления доходами Altea Plan позволяет конфигурировать до 26 классов, до 99 подклассов в каждом при трехпалубной компоновке самолетов (которых нет еще даже в чертежах...). Такие решения обеспечивают системе долгосрочную и надежную перспективу.

Как происходило внедрение системы?

Процесс замены инвентарной системы требует значительных усилий и оправдан только в том случае, если в результате авиакомпания получает действительно систему нового поколения. Первая имплементация - для Qantas Airways - началась в мае прошлого года (после 6 месяцев подготовки и приемосдаточных испытаний) и благополучно завершилась в конце августа. Таким образом, управление перевозками 31 млн. пассажиров в год (с учетом 16 сабхостов Qantas) перешло в Altea Plan компании Amadeus.

Непосредственно за этим началась миграция инвентарной системы British Airways и DBA; их перевод в Altea Plan тоже прошел без осложнений и был закончен в марте этого года. На данный момент авиакомпании управляют в нашей новой инвенторной системе перевозками с суммарным годовым объемом около 79 млн. пассажиров. При этом, безусловно, пригодился наш предыдущий опыт по миграции более чем 150 авиакомпаний мира в систему продаж Altea Sell.

В чем особенность деятельности Amadeus в России?

Открыв свое представительство в России более 10 лет назад, Amadeus стал первым из разработчиков ГДС, инвестировавшим средства в наш авиационный и туристический рынок. Это потребовало поиска новых решений, в том числе разработки локальных продуктов и документации на русском языке.

Решения, разработанные российским представительством Amadeus, обеспечивают работу сайтов AirFrance.ru, Uralairlines.ru, Lufthansa.ru, Avantix.ru и ряда туристических агентств. Только на рынке России и СНГ (и за исключением проекта Atlasjet) Amadeus берет ресурс авиакомпаний из инвентарных центров "Сирены-2.3" и "Сирены-2000".

В настоящий момент 56 авиакомпаний России и СНГ имеют договора с Amadeus. В сочетании с интерлайн-соглашениями и участием в различных BSP это позволяет осуществлять значительный объем продаж на зарубежных рынках и существенно дополняет прямые продажи авиакомпаний.

Таким образом, Amadeus показывает ресурсы наших авиакомпаний на зарубежных рынках, где присутствие у нейтральных агентов систем, традиционно используемых в России, минимально. Мы уверены, что наше сотрудничество с отечественными авиаперевозчиками позволит не только совместно осваивать все новые мировые рынки, но и последовательно увеличивать объемы продаж.


Инвенторная система Amadeus внедрена Qantas

С сентября 2004 г. Qantas, входящая в список крупнейших мировых авиакомпаний, полностью перевела управление своими ресурсами в инвенторную систему нового поколения Altea Plan, разработанную компанией Amadeus. Для всех - и для авиакомпании, и для технологического провайдера - это было больше, чем просто миграция. Qantas доверила основу своего бизнеса Amadeus (ведь доходность авиакомпании во многом зависит от возможности наиболее эффективно использовать инвенторную систему), a Amadeus получил возможность наконец-то увидеть первый результат разработки, потребовавшей около 300 млн евро инвестиций.

Altea Plan, работая совместно с системой управления доходами, определяет, какие места, кому и по какой цене должны быть проданы в соответствии с загрузкой рейсов.

История инвенторной системы Amadeus началась в 2000 г., когда British Airways, Qantas и Amadeus сели за стол переговоров с намерением разработать принципиально новые и надежные в эксплуатации технологические решения для авиакомпаний. После почти пятилетнего периода разработки, включившей в себя весь опыт Amadeus, инвенторная система Altea Plan была создана и испытана двумя крупнейшими авиакомпаниями. В действительности Qantas пожелала самостоятельно убедиться в том, на что способна новая высокоэффективная система. День спустя после завершения имплементации, Qantas провела самое крупное изменение расписания в своей истории. Процесс, который ранее, при использовании старой системы QUBE, занимал у Qantas несколько дней, был закончен за 4 часа - громадный шаг вперед в повышении эффективности работы авиакомпании.

Итак, почему все-таки Qantas приняла решение обновить свои технологии? Ответ заложен в основных принципах Программы будущей жизнеспособности (Sustainable Future Programme, SFP), анонсированной в августе 2003 г., где ставилась задача сокращения текущих расходов на 1 млрд австралийских долларов в течение 2 лет. С точки зрения IT это означало усиление стратегического партнерства в сокращении расходов на поддержку собственных технологий. Во второй половине 2004 г., в течение которого миграция на инвенторную систему Amadeus была закончена, реализация принципов SFP уже принесла Qantas прибыль в размере 245 млн австралийских долларов.

Для достижения своих целей в бизнесе Qantas должна была осознать необходимость произвести изменения с целью повышения эффективности собственных систем. Это оказалось невозможным для инвенторной системы второго поколения, разработанной в 1970-х гг., и Qantas вынуждена была признать, что замена собственных технологических решений неизбежна. Решение Amadeus, основанное на принципах аутсорсинга, предлагает постоянно обновляющиеся технологии последнего поколения по цене, продиктованной реальными возможностями авиакомпании.

Успешный переход на инвенторную систему Amadeus стал второй стадией проекта, обеспечивая Qantas беспрецедентной, полностью интегрированной системой управления базой данных клиентов. Еще в 2002 г. Qantas присоединилась к 140 авиакомпаниям, использующим Altea Sell компании Amadeus в качестве системы собственных продаж. Авиакомпания также использует механизм онлайн-бронирования, разработанный Amadeus, e-Travel Planitgo, для собственного сайта qantas.com, через который было сделано более 6 млн онлайн-бронирований на рейсы Qantas начиная с 2000 г. В качестве заключительной стадии проекта Qantas установит систему нового поколения Altea Fly компании Amadeus для автоматизированной регистрации пассажиров; ее разработка находится в завершающей стадии.

К предыдущей публикации К списку публикаций К следующей публикации