Что будет с глобальными КСБ?
(журнал "ТУРистический БИЗНЕС", №2, 2004 г.)

На фото: Джулия САТТЕЛ, вице-президент Amadeus no странам Европы, Азии и Латинской Америки

В конце прошлого года глобальная компьютерная система Amadeus отметила 10-летие с момента выхода на рынки стран Восточной Европы. Этому событию была посвящена встреча-семинар топ-менеджеров Amadeus с главными редакторами ведущих специализированных туристических изданий восточноевропейских стран. Она состоялась в середине декабря в главном офисе компании - в европейской "силиконовой" долине Sophia Antipolis под Ниццей. Одним из ведущих моментов встречи стало обсуждение роли глобальных систем бронирования в условиях стремительно меняющегося туристического рынка. Своими соображениями по этой проблеме с читателями "ТБ" поделилась вице-президент Amadeus по странам Европы, Азии и Латинской Америки Джулия САТТЕЛ (Julia Sattel).

Дистрибуция туруслуг — один из важнейших участков туристического рынка. Не случайно глобальные КСБ испытывают влияние тех же факторов, что и другие отрасли турбизнеса. Из негативных моментов, оказавших в последнее время сильнейшее воздействие на туриндустрию, я бы выделила четыре наиболее заметных. Это события 9 сентября 2001 г. и угроза новых терактов, атипичная пневмония, война в Ираке, общий спад в мировой экономике.

Под влиянием этих и многих других бизнес-факторов на рынке в последние годы происходят серьезные структурные изменения. Прежде всего, стоит отметить следующие тенденции, характеризующие сегодняшний мировой рынок туризма:

  • рост online продаж;
  • изменение модели ведения бизнеса;
  • дерегулирование рынка;
  • рост прямых продаж;
  • консолидация турфирм;
  • тяжелое финансовое состояние национальных авиакомпаний;
  • укрепление low-cost авиакомпаний.

Проиллюстрирую цифрами некоторые из этих тенденций. Рассмотрим online продажи. Объем бронирований турпоездок через Интернет стремительно растет во всех странах мира. Например, в США на его долю приходится уже 20% всех бронирований, или $60,1 млрд в денежном выражении. В Европе этот показатель пока что скромнее — на уровне 7,2% (или 10 млрд евро), но имеет динамику устойчивого роста.

Другая негативная тенденция — экономические проблемы крупнейших авиакомпаний. Впечатляет тот финансовый пресс, под которым находятся ведущие национальные авиаперевозчики. Так, при нынешних объемах дебиторской задолженности, чтобы въшезти из долгов, американской United Airlines потребуется еще 25 лет, Delta Airlines — 15 лет, British Airways - восемь лет, Lufthansa — четыре года.

Вместе с тем доля рынка, занимаемая low-cost перевозчиками, растет с каждым годом практически в арифметической прогрессии - с 2,8% в 1996 г. до 8,6% в 2000 г. и 14,5% в 2003 г. Прогнозируется, что через полтора года бюджетные авиакомпании будут перевозить каждого пятого пассажира.

Очевидно, что в условиях столь быстро меняющегося мира роль глобальных систем бронирования не может оставаться прежней. Каждый из четырех ведущих игроков этого рынка - Amadeus, Galileo, Sabre и Worldspan — определил свою стратегию дальнейшего развития. Amadeus избрал для себя путь горизонтальной диверсификации, что означает быть ведущим IT-провайдером не только в туиндустрии, но и предлагать технологические решения в смежных отраслях. Наряду с по-прежнему важной дистрибьюторской ролью в последние два года мы приступили к выполнению еще двух новых: IT-сервис и e-Travel. IT-сервис - это технологическое обслуживание авиакомпаний. Речь идет о всех операциях — от выписки авиабилетов, регистрации, управления информационными ресурсами до бронирования, поддержки бухгалтерии и финансового менеджмента. Среди первых клиентов Amadeus такие крупные национальные перевозчики, как Finnair, British Airways и Qantas.

Под e-Travel мы понимаем создание "движков бронирования" (online booking engines) как для агентств (b2с), так и для корпоративных клиентов (b2b). Это направление деятельности было выделено в Amadeus как самостоятельное в марте 2002 г. Сейчас технологии e-Travel в разных странах используются на web-сайтах более 900 агентств и 54 авиакомпаний (Finnair, SAS, Air France, JAL, Thai Airways и др.). Booking engines от Amadeus внедрены на 264 крупных корпоративных сайтах. В числе крупнейших корпоративных заказчиков - SAP, Ericsson, Philip Morris, Coca-Cola.

Таким образом, Amadeus перестает быть только системой дистрибуции туруслуг. Хотя подчеркну, что IT-поддержка всех участников дистрибуции турпродукта - от поставщиков услуг до турагентств и online продавцов - все равно остается нашей приоритетной задачей.

Беседовал Иван КАЛАШНИКОВ

К предыдущей публикации К списку публикаций К следующей публикации