Полный EMD
Журнал "Авиатранспортное обозрение", май 2012

Авиакомпании должны будут оформлять продажу дополнительных услуг с помощью электронного документа - EMD. IATA настаивает, что к концу 2013 года все ее участники должны внедрить эту технологию.

В ситуации, когда расходы на топливо и персонал постоянно увеличиваются, перевозчики вынуждены искать новые варианты доходов. Первыми предлагать дополнительные сервисы стали низкотарифные перевозчики. Для них важно было вывести все из цены билета, чтобы привлечь покупателя очень низким тарифом, а потом добавить к ней различные сборы. Сетевым перевозчикам необходимо сохранять определенный уровень обслуживания, включая ряд услуг в стоимость билета, но даже в этом случае у них остается масса возможностей для дополнительных предложений. Сопутствующие  сервисы становятся все более существенным источником дохода для авиакомпаний. По данным компании Ideaworks, в прошлом году они принесли мировой авиационной индустрии выручку в размере 32,5 млрд долл. Согласно исследованию компании, именно сопутствующие услуги не позволили отрасли стать убыточной по итогам 2011 г.

Среди дополнительных сервисов может оказаться выбор предпочтительного места в самолете, предварительная оплата сверхнормативного багажа, использование залов для премиальных классов пассажирами, которые летят "экономом" и т.д.

Пока большинство этих услуг оформляются либо в офисах авиакомпаний, либо на сайте перевозчиков, минуя агентскую сеть. Одна из причин, по которой агенты не могут в полной мере продавать сервисы авиакомпании, – несовершенство решений и отсутствие общих технологических стандартов, которые бы устраивали и авиакомпании, и агентства. В IATA считают, что выходом из ситуации должен стать единый для отрасли стандарт -- Electronic Miscellaneous Document (EMD). Эта технология позволяет агентам и авиакомпаниям оформлять электронные документы и принимать оплату за продажу различных услуг.

«Сейчас в большинстве случаев при продаже дополнительных услуг оформляется документ МСО (квитанция разных сборов), в классическом варианте это документ бумажный. Но несколько лет назад в Amadeus мы внедрили виртуальный vМСО. Он позволяет оформить услугу, сформировать отчет, который потом идет в BSP и авиакомпанию», -- рассказывает руководитель отдела системных продуктов и решений российского подразделения Amadeus Николай Раздьяконов. Но некоторые перевозчики далеко не всем агентам доверяют выписку МСО, позволяя работать с этим документом, например, только собственным офисам продаж. «Отметка об оформлении виртуального vМСО отражается в бронировании и далее фигурирует в отчете о продажах. Так авиакомпания получает информацию об оформленном в ее пользу МСО. При этом сам документ МСО авиакомпания не видит, поскольку понятие виртуальности подразумевает, что фактически такого документа не существует (запись о vMCO нигде не хранится).

Виртуальные MCO – это переходный механизм, который будет использоваться до окончательного внедрения EMD. При оформлении EMD на сервере авиакомпании создается подробная запись о выпущенном документе. Среди преимуществ EMD: выпуск по интерлайн-соглашениям, многокупонная документация, ассоциация с электронным билетом. С внедрением единой стандартизированной технологии EMD продажа услуг, сопутствующих авиаперевозке, станет доступна более широкому кругу пользователей как среди авиакомпаний, так и агентов», -- добавляет  Раздьяконов.

В России первым перевозчиком, который предложит агентам оформлять новый электронный документ на базе Amadeus EMD, станет Finnair. Авиакомпания уже внедрила EMD на ключевых для себя рынках Финляндии и Скандинавии, теперь пришла очередь России.  Перевозчик планирует начать с  оформления с помощью EMD продаж предпочтительного места в салоне и сверхнормативного багажа.

Другим же авиакомпаниям необходимо подготовиться к внедрению EMD, поскольку им нужно иметь собственный EMD-сервер, на котором будет храниться информация о документах. Времени на подготовку к переходу на новую технологию осталось немного: согласно планам IATA, мировые перевозчики (по крайней мере те, кто входит в Ассоциацию) должны внедрить EMD до конца 2013 г.

Статью подготовила Полина Зверева

(источник: Журнал "Авиатранспортное обозрение", май 2012)

К предыдущей публикации К списку публикаций К следующей публикации