Региональный директор компании Amadeus Хуан Антонио Карраско: «Россия — сложный рынок, но ее потенциал не идёт в сравнение ни с одной другой страной CESE»
(«Интерфакс-Туризм», Эксклюзив, 27 октября 2009 г.)

Планы по развитию компания Amadeus во многом связывает с регионом Центральной, Восточной и Южной Европы (CESE) и, в частности, с Россией. В течение пяти лет Amadeus инвестирует в развитие он-лайн технологий в CESE более 10 млн. долларов и рассчитывает укрепить позиции лидера рынка. О потенциале CESE и России рассказывает региональный директор, отвечающий за дистрибуцию в регионе, Хуан Антонио Карраско.

Господин Карраско, насколько кризисные тенденции в CESE и в России «вписываются» в общемировые? И каковы прогнозы по восстановлению объемов?

В Западной Европе падение объемов бронирований началось с мая 2008 года, тогда как в странах CESE - в октябре-ноябре. Уровень же падения примерно одинаков. Спад бронирований по всему миру составил около 9%, а в России - 10-12%. Но в будущее мы смотрим с оптимизмом. Объём бронирований в нашей системе сократился, но меньше, чем в других GDS.

Думаю, уже в ноябре в нашем регионе мы увидим позитивную динамику. Пока мы прогнозируем плюс-минус 2% по отношению к нынешнему уровню для всей индустрии GDS в целом к 2010 году. Что касается Amadeus, то мы рассчитываем на рост за счет увеличения доли рынка.

Какова сейчас позиция Amadeus в CESE и в России? Что позволяет рассчитывать на увеличение доли рынка?

Объем бронирований GDS Amadeus в регионе CESE вырос с 10 млн. в 2000 году до почти 40 млн. в 2008 году, а доля рынка — почти в два раза. С одной стороны, рост объема бронирований происходит за счет естественного роста рынка CESE: регион таит в себе колоссальный потенциал, о чем свидетельствуют цифры.

Так, в Западной Европе, где население составляет примерно 350 млн., на одного человека приходится одно бронирование в год. Население CESE — более 500 млн. чел., но здесь совершается менее 0,1 бронирования на человека. В прошлом году в Европе было совершено 65 млн. он-лайн бронирований, четверть от общего объема, тогда как в CESE — 2,5 млн. В России же на долю он-лайн бронирований приходится всего 4%.

С другой стороны, нельзя не отметить, что стремительное развитие Amadeus началось именно в 2000 году, когда компания приступила к разработке IT-решений для участников туристического рынка. В регионе CESE рост Amadeus значительно опережает общемировые показатели. Я привожу докризисные цифры, но, как я уже сказал, мы прогнозируем восстановление объемов и их дальнейший рост. Мы рассчитываем увеличить долю Amadeus в CESE за счет выведения на рынок новых технологических решений, которые позволяют трэвел-агентствам стать продуктивнее.

На днях в Варшаве был открыт офис, который будет заниматься внедрением самых современных IT-решений в CESE. Что касается России, то для нас это — девятый по объему бронирований рынок в мире: в 2008 году в системе Amadeus было совершено более 8 млн. бронирований. И это притом, что степень вовлеченности авиационной и туристской отраслей в GDS в России крайне низка. Россия — сложный рынок, здесь существуют локальные системы бронирования и разнообразные платформы, но ее потенциал не идёт в сравнение ни с одной другой страной CESE.

Все крупные агентства в России уже подключены к GDS. За счет какой категории клиентов вы рассчитываете увеличить долю на российском рынке?

Сейчас основная часть бронирований GDS в России совершаются в системе Amadeus. К Amadeus подключены тысячи клиентов с помощью 9 тыс. терминалов. С переходом на e-ticket бронировать авиабилеты может любое турагентство. Конечно, если какая-нибудь из российских авиакомпаний решила бы использовать наши IT-технологии, мы бы увидели бурный рост. Так было, когда на нашу платформу Altea мигрировала авиакомпания «Россия» (ранее «Пулково»). Но сейчас, в кризис авиакомпании более неохотно решаются на смену IT платформы.

В России 97% бронирований приходится на авиабилеты. Ожидаете ли вы изменения в структуре бронирований?

Тенденция последнего времени такова, что авиакомпании все активнее продают дополнительные услуги, поскольку их сайты хорошо приспособлены для этого. Наша задача — разработать такие решения для трэвел-агентств, чтобы и у них продажа дополнительных услуг росла, чтобы они могли конкурировать с авиакомпаниями.

Сейчас в России мы пилотируем новые решения — по продаже турпакетов российских операторов, страховых полисов, бронированию отелей и железнодорожных экспрессов из аэропортов крупнейших городов — которые были бы экономически выгодны российским трэвел-агентствам, принося дополнительный доход и улучшая качество обслуживания конечных клиентов. Мы рассчитываем, что эти проекты через какое-то время принесут плоды, и доля бронирования дополнительных услуг вырастет.

Еще одна очень важная задача Amadeus на российском рынке — интеграция российского контента. Мы работаем над этим, ведем переговоры со многими поставщиками услуг.

Какие IT-решения более всего востребованы в России, и какие рассматриваются вами как наиболее перспективные для внедрения на российском рынке?

Поскольку трэвел-агентства в России становятся все более «продвинутыми» и подкованными в выборе технологий, основной спрос приходится на решения, способствующие повышению продаж. Amadeus здесь играет важную роль, предоставляя IT-решения для увеличения продаж, повышения качества работы и снижения затрат.

Наиболее востребованы те решения, что совершенствуют бизнес-процессы, позволяют трэвел-агентствам повысить эффективность.

В Amadeus разработаны IT-решения, которые полностью интегрируются в Amadeus Selling Platform, и многие из них уже используются в России. В частности, это относится к спектру решений Business Management & Consulting – Quality Control, Service Fee Manager, позволяющих наладить эффективное управление качеством обслуживания клиентов с одновременной оптимизацией внутренних бизнес-процессов агентства.

Помимо традиционной GDS, решения Amadeus по электронной коммерции пользуются все большим спросом среди наших клиентов. На сайтах российских трэвел-агентств внедрено более 115 систем для онлайн-бронирования авиабилетов. Мы ожидаем, что темпы роста интернет-продаж будут только расти, а значит, наши перспективы в сфере e-Commerce достаточно оптимистичны. Наши новейшие разработки – это mid-office, который позволяет совмещать данные по всем операциям с бухгалтерской отчетностью, и сервис, позволяющий трэвел-агентствам отправлять своим клиентам SMS-сообщения обо всех бронированиях и изменениях в них.

Господин Карраско, на пресс-конференции в Москве, вы, рассказывая о планах Amadeus на ближайшее время, сказали, что «готовы дать наивысший приоритет проектам в России». Что на практике это означает для российского рынка?

В ближайшие пять лет мы инвестируем около 10,5 млн. долларов в развитие он-лайн технологий в регионе CESE и около 3,5 млн. долларов в новый проект mid-office. Понятно, что у нас нет возможности выводить все наши разработки одновременно на все рынки CESE (32 страны - ИФ). Решение mid-office уже используется в пяти странах, шестой страной станет Россия.

Беседовала Любовь Ямутова

К предыдущей публикации К списку публикаций К следующей публикации